Что такое sharing economy
Термин sharing economy (от share – делиться) переводят на русский по-разному — экономика совместного пользования, «долевая» экономика, даже экономика сотрудничества и участия.
Один из основных принципов — это доступ к пользованию, а не владению каким-то благом: у одних людей есть ресурс или его избыток, который нужен другим, — инструменты, оборудование, автомобиль, жилье, навыки и умения, информация, свободное время.
На почве этого вырастает большое число конкретных сервисов, которые соединяют тех, кто владеет ресурсом с теми, кто в нем нуждается.
Аргументы в пользу шеринг экономики — в наших городах и домах становится все меньше места, а в 21 веке люди стремятся к большой мобильности. Иметь доступ к какому-то благу становится удобнее и выгоднее, чем владеть им.
С одной стороны, это далеко не новое явление. Например, пункты проката оборудования и спортинвентаря были весьма популярны в Советском Союзе.
С другой стороны — благодаря интернету оно приобрело такой масштаб, что о sharing economy заговорили как о конкуренте привычной нам экономической модели.
Немало споров ведется вокруг того, считать ли sharing economy такие коммерческие сервисы, как Uber и Airbnb (пожалуй, самые цитируемые примеры новой экономики) или они превратились в чистый капитализм и правильнее называть их экономикой доступа. А шеринг — это, прежде всего, про некоммерческий обмен.
В то же время, есть исследователи, считающие, что отличие sharing economy от традиционной, лежит не по линии «коммерческий-некоммерческий».
Они обращают внимание на другие аспекты — например, горизонтальные связи и отсутствие посредников: peer-to-peer (равный — равному), доверие между незнакомыми людьми и инструменты для его выстраивания (рейтинги, отзывы и т.д.). Не зря sharing economy также называют «экономикой доверия»
Шеринг экономика и Россия
Я могу привести несколько примеров sharing economy в нашей стране. К примеру, есть сервисы, предлагающие в аренду сложную спецтехнику. Специалисты подсчитали, что почти 70% времени экскаваторы и бульдозеры простаивают. Так зачем их покупать, если можно арендовать машины лишь в рабочее время?
Возьмем другой пример, в сфере логистики. Речь идет о пуллинге паллет и системе оборота тары. Клиент арендует оборудование, размещает на ней товары и отправляет покупателю. После отправки тарами занимается пулинговый оператор.
По данным РАЭК (ассоциация электронных коммуникаций) объём sharing economy достиг в нашей стране в 2019 г. уровня в 770 млрд. рублей. Безоговорочный лидер – сфера обмена между пользователями. Объем – почти 80% от общего уровня, 566 млрд. Упомяну маркетплейсы «Юла», «Авито».
Чуть вдали:
- Рынок фрилансеров (оказание услуг). Объем – 140 млрд. (Workle, Youdo)
- Каршеринг (почти 21 млрд.) – кратковременная аренда автомашины
- Карпулинг (около 18 млрд.) – объединение людей, желающих в одно время прибыть в одноименный населенный пункт
- Аренда недвижимости на короткие сроки 15,6 млрд.
Если по сравнению с 2017 г. рынок sharing economy вырос на 30%, то в 2019 ускорение составило 50% по отношению к 2018 году.
Отечественные аналитики уверены, что до 2025 года на 15% (2 трлн. рублей) вырастет рынок транспорта совместного использования. Основная доля будет принадлежать такси и каршерингу. Люди говорят, что хорошо экономят с помощью шеринга, и они становятся более осознанными.
Также отмечается популяризации шеринг экономики в небольших населенных пунктах.
Путешествие без финансовых затрат
Эксперты указывают на три ниши, которые станут популярны в России в ближайшие годы:
- Онлайн секонд хэнд. Пример – литовский сайт Vinted, созданный Мильдой Миткуте. При переезде она увидела огромное количество ненужной одежды и устроила их онлайн распродажу. Успешно все продав, она решила создать в сети ресурс по реализации подержанных вещей. На данный момент, здесь размещается почти 180 млн. товаров. Стартап – первый миллиардер из Прибалтики
- Выгул собак. В 2011 г. в США был конкурс стартапов и Rover стал победителем. В РФ почти 19 млн. домашних собак и в два раза больше кошек. Хозяева многих из них просто не имеют времени на выгул. Поэтому и в нашей стране появились сервисы «Собака-гуляка» и «Гульдог»
- Облачное «хранение» вещей. В больших городах для хозяев маленьких квартир хранение вещей становится проблемой. Поэтому ожидается увеличение сервисов, сотрудники которых приезжают домой к клиентам, упаковывают вещи и отвозят их на хранение в своих складах. К примеру, платформа «Чердак», основанная в 2018 году, смогла в 2019 привлечь инвестиции в размере 2 млн. долларов от разных инвесторов
Экономика совместного потребления в мире: как это работает
В первую очередь идея совместного потребления прижилась в элитном сегменте. Состоятельные потребители быстро поняли, что единолично владеть самолетами, дорогими автомобилями и загородными резиденциями дороже, чем делить их с другими людьми. Так появился стартап , основанный россиянином Сергеем Петроссовым, который позволяет взять в аренду частные самолеты. Инвесторами выступили рэпер JayZ и королевская семья Саудовской Аравии, которые в общей сложности вложили в компанию $105 млн.
Пионерами в sharing economy для среднего класса стали основатели сервиса аренды отпускного жилья Airbnb Брайан Чески и Джо Геббиа. В 2008 году они начали сдавать надувные матрасы в съемной квартире в Сан-Франциско, чтобы накопить на арендную плату. Спустя полтора года компания привлекла $1 млн инвестиций и почти столько же пользователей.
В 2016 году число активных пользователей Airbnb выросло в десять тысяч раз — на тот момент сервисом ежедневно пользовались 500 тысяч путешественников, или 115 млн человек в год. Сейчас компания стоит дороже гигантов гостиничного бизнеса Hilton и Hyatt вместе взятых и предлагает к сдаче больше комнат, чем Marriott после слияния со Starwood.
Идеи sharing economy быстро проникли и в другие сферы жизни. В стартап Sharing E Umbrella сдает в поминутную аренду зонты, а немецкая компания Conjoule создала маркетплейс для владельцев солнечных батарей и ветряков, где они могут продать излишки электроэнергии. Сервис Rentoid позволяет сдавать в аренду палатки, спальные мешки и другое туристическое снаряжение, а площадка SnapGoods — инструменты, лыжи, теплую одежду: то есть все то, чем владелец пользуется редко.
Совместное использование
Один из давно действующих и живых сайтов каршэринга (от car — машина и share — делиться) — проект “Довезу!”, который помогает найти попутчиков водителям и пассажирам. Сервис призывает: «озелени» город: больше попутчиков — меньше машин.
В нашей стране большую популярность получил сервис BlaBlaCar (международный проект) – он позволяет искать попутчиков для поездок на дальние расстояния. Система онлайн-рейтинга, отзывов, модерация профилей позволяет построить доверие между незнакомыми людьми, которые решили стать попутчиками.
Удобной для тех, кто хочет воспользоваться коммерческим каршэрингом, может стать онлайн-карта, которая отражает доступные для аренды машины 4 компаний в Москве и 2 компаний в Санкт-Петербурге.
Что это такое?
Это относительно новое явление все называют по-разному: совместное потребление, шеринг-экономика, экономика деления, сетевое потребление. Но по своей сути это экономическая модель, основанная на многоразовом коллективном использовании товаров и услуг.
Аренда машин и жилья – лишь самые известные примеры шеринг-модели, на деле радиус её распространения становится всё больше. В Китае у сервиса Sharing E Umbrella можно поминутно арендовать зонт, а в Израиле люди, больные сахарным диабетом, обмениваются лекарствами. Немецкая компания Conjoule создала службу для владельцев солнечных батарей и ветряков, где они продают или отдают лишнюю электроэнергию. Американский стартап Feastly создал сообщество поваров, готовых приготовить ужин и разделить его с людьми, которым интересна кулинария. Сервис Eaze в Америке позволяет делиться разрешённой по медицинским показаниям легализованной марихуанной. Так что не каршерингом единым – люди находят всё новые способы вовлечь друг друга в совместное пользование ресурсами и товарами.
https://www.youtube.com/watch?v=Bc_S5lO42MQ
Все эти отрасли объединяет то, что в центре каждой из них неизменно стоит сообщество. Совместное потребление не будет работать без людей – буквальных незнакомцев, готовых доверять друг другу, предоставляя и покупая услуги.
Проблемы с регулированием
Молодой возраст шеринг-экономики вызывает трудности с государственным регулированием сферы – просто никто пока не понимает, что с ней делать. Отсутствие контроля и недопонимание выливается в реальные судебные разбирательства. К примеру, в России в конце 2017 года «Региональный автотранспортный союз» (РАС) заявил, что сервис BlaBlaCar способствует организации нелегальных коммерческих перевозок, и Тимашевский суд Краснодарского края запретил компании размещать на своём сайте данные о совместных поездках. Решение суда чудом удалось отменить, и сайт не стали блокировать в России. А в Англии с октября 2017 года идёт суд между Uber и властями Лондона — те могут лишить компанию лицензии, если сервис не выполнит требования, предъявляемые к оператору по вызову автомобиля. После долгих разбирательств, Uber получил временное разрешение и испытательный срок.
Проблем добавляет и налогообложение – уже давно ведутся споры, должны ли владельцы арендованных вещей платить налоги за свой дополнительный доход. Во многих странах этот вопрос открыт, а в Великобритании только готовят законопроект, освобождающий от налогообложения людей, которые зарабатывают с помощью сдачи в аренду жилья до 1 тыс. фунтов и автомобиля.
Несмотря на проблемные зоны, шеринг-экономика продолжает расти: в 2014 году её объем оценивали в 14 млрд долларов, а к 2025 году он увеличится в 20 раз и составит 335 млрд долларов – уверяет PwC. О росте говорит и число людей, заинтересованных в ней: каждый пятый американец уже стал участником экономики совместного потребления, а 44% населения слышали о ней. В Европе цифры ещё выше: шеринговыми сервисами пользуется каждый третий европеец в возрасте от 25 до 39 лет. В России отследить рост числа шеринг-сервисов можно по аренде автомобилей – за два последних года в Москве открылось 10 сервисов поминутной аренды машин, а общий парк составляет до 15 тыс машин.
Выглядит так, будто концепция шеринг-экономики пройдёт через окно Овертона, как и все идеи, когда-то считавшиеся революционными. Постепенно она будет внедряться в разные сферы жизни людей, заставляя их отдавать предпочтение временному доступу, а не постоянному владению. Потому что «люди не хотят покупать четвертьдюймовую дрель – им нужна четвертьдюймовая дыра в стене»Цитата американского экономиста Теодора Левитта.
Чем делиться
Есть несколько основных категорий.
Путешествие без финансовых затрат
В сфере недвижимости это:
- Традиционная аренда. Она может быть краткосрочной либо длительной. Популярнейший онлайн сервис – Airbnb. К услугам потребителей во всем мире жилье как эконом, так и премиум класса
- Проживание в обмен на разные услуги: общение, оказание помощи по дому и пр.
- Совместное проживание. Можно общаться на темы, интересные обеим сторонам, обмениваться знаниями
В области транспорта могу упомянуть:
- Каршеринг. Автомобили можно арендовать на разных онлайн сервисах. Самые популярные — Делимобиль и YouDrive
- Аренда разных транспортных средств, даже самокатов и велосипедов. ТС берется напрокат у станций метрополитена, чтобы быстро добраться до требуемого места. Транспорт оставляется на ближайшей станции
- Поиск в нужном направлении попутчиков/водителей. Самый известный сервис — BlaBlaCar
Путешествие без финансовых затрат
Также отмечу другие важные сферы:
- Товары/услуги. В интернете есть много сервисов, предлагающих в аренду подержанную вещь и специалистов для выполнения той или иной работы. Пример – сайт Авито
- Коворкинг. Фрилансерам за умеренную плату предлагается рабочее место с доступом в сеть, нужным оборудованием и кофе. Сервис будет полезен, если дома невозможно работать, либо отсутствует какое-либо оборудование (сканер, принтер)
- Образование. Во время COVID-19 дистанционное обучение получило мощный толчок в развитии. Когда в разных странах правительство закрыло традиционные школы, люди перешли на обучение в интернет. Стали создаваться видеоконференции, начали качать лекции, онлайн выполнять домашние задания и даже экзамены сдавали с помощью глобальной сети
- Медицина. Вошла в моду онлайн консультация. Врачи стали через скайп и прочие мессенджеры консультировать больных по результатам обследований и предоставленных анализов (их копии пересылаются по почте или в самих мессенджерах), не говорю уже про видеоуроки лечебной физкультуры. Даже создан специальный сервис. Он называется восстановись рф. Его предназначение — помощь больным для восстановления после коронавируса
- Краудфандинг. В онлайн режиме собираются средства для финансирования благотворительных проектов
- Краудлендинг. Это коллективное финансирование бизнеса. Цель — получение дохода от размещения средств. В качестве примера могу указать на Национальную инвестиционную платформу или Money Friends
- Аутсорсинг. Аренда персонала на конкретный срок. Допустим, предстоят сезонные работы. Это может быть сбор урожая в сельском хозяйстве или продажа прохладительных напитков на улице в жаркие летние дни
Путешествие без финансовых затрат
Основные подходы к определению шеринговой экономики
Сегодня существует много подходов к определению шеринговой экономики. В общем смысле шеринговая экономика представляет собой социально-экономическую систему, основанную на совместном использовании ресурсов.
Шеринговая экономика рассматривается как совокупность взаимоотношений, в которых люди создают для людей, то есть экономика обмена свободными ресурсами и коллективного потребления. Такой подход предполагает доступ к товарам при минимальных вложениях или за счет обмена.
Всемирная торговая организация, рассматривает термин «шеринговая экономика» как одноранговую деятельность (P2P), которая связана с приобретением, предоставлением или продажей доступа к товарам и услугам, что облегчается поддержкой онлайн-платформы.
Модель шеринговой экономики, как правило, используется в отношении предметов, которые являются дорогостоящими для покупки одним человеком, а также имеет популярность среди людей, которые не пользуются некоторыми собственными вещами ежедневно.
Шеринговая экономика – это быстрорастущий набор платформ, которые позволяют пользователям получать временный доступ к различным ресурсам. Также шеринговую экономику рассматривают, как реальную возможность создавать новые потоки доходов и рыночные преимущества.
Некоторые исследователи рассматривают шеринговую экономику как новую модель отношений между людьми, которая позволяет получить доступ к необходимому товару только в момент потребности, вместо его приобретения. Такая модель напрямую связана с формированием экономики разумного потребления, поскольку она подчеркивает необходимость экономии ресурсов, в связи с истощением их запасов.
Профессор Дж. Шор, определяет шеринговую экономику как экономику, в которой потребители предоставляют друг другу временный доступ к неиспользованным материальным активам, возможно за деньги. Необходимо отметить, что шеринговая экономика является следующим переходным этапом бартерной экономики. Ведь, в новой модели экономики, происходит обмен товаров на полученную ценность.
В соответствии с Оксфордским английским словарем, термин «шеринговая экономика» рассматривается как экономическая система, в которой активы или услуги распределяются между частными лицами бесплатно или за плату, как правило с помощью сети Интернет.
Всемирный экономический форум и рассматривают шеринговую экономику как организационное взаимодействие, в котором лица или организации обмениваются друг с другом неиспользованными «излишками» ресурсов или своими активами, для определенного вида оплаты или услуги.
По мнению Р. Бостмана, понятие шеринговой экономики не может иметь общего определения и имеет разделение на несколько связанных сфер. Эти сферы образуют каркас очень гибкой экономической сети – шеринговой экономики, которая позволяет людям обмениваться материальными и нематериальными вещами друг с другом. Эти обменные связи отчасти разрушают традиционные торговые механизмы, путем сокращения сроков транзакции или привлечения посредников.
Таким образом, обеспечивая более простой обмен ресурсами по требованию, шеринговая экономика повышает его эффективность. Во многих случаях это позволяет участникам получать деньги, не обладая ценными предметами, такими как автомобиль, а также создавать возможности для других людей и получать пользу от свободного владения.
Шеринговую экономику от традиционной экономики отличает три вида функций: использование цифровых технологий для объединения покупателей и продавцов (онлайн-платформы), использование свободной емкости (например, места в авто во время путешествий), проверка на доверие (экспертные оценки, посторонние проверки и прочее).
Как новая модель отношений она может оказывать влияние на объемы производства и торговли посредством воздействия на уровень спроса на товары длительного использования. Шеринговая экономика также способна менять традиционную модель потребительского поведения, поскольку предоставляет возможность монетизации неиспользованных активов или же стимулирует отказ от их приобретения.
MAJOR PLAYERS IN SHARING ECONOMY
This time, let us take a look at two of the biggest names or leaders when it comes to sharing economy or collaborative consumption.
Flickr | Mila Europe
AirBnB
AirBnB calls itself an “online marketplace connecting people looking for unique accommodations to people who provide them”. It currently has listings in over 192 countries all over the world.
- Service / Product: To connect “hosts” or people who are renting out their homes or living spaces to “guests” or people who are looking for accommodations or places to stay for specific periods of time.
- Market / Users: Seasoned and budget travelers, couchsurfers
- How it works: Hosts provide information or details on spaces they want to rent out, ranging from single rooms to entire houses, to AirBnB, who will then include it in its database as listings. Information provided include, but are not limited to, the property or room type, price or rates, location, facilities or amenities, and any other additional services provided by the host.
Travelers or guests have to sign up with AirBnB, browse the listings, and book reservations of their listing of choice. Payment details will also be submitted, since payment will be done through AirBnB’s secure payment system, through various modes of payment.
AirBnB charges the host a 3% fee as processing fee, and 6% to 12% service fee charged to the guest.
ZipCar
This company, which is dubbed as the largest car sharing and car club service in the world, offers a “smarter way to get around the city” by providing cars and vans to those who need them. It provides and alternative to the conventional method of renting cars.
- Service / Product: Instead of purchasing a car or going to a car rental, customers can now book and drive cars and vans of their choice.
- Market / Users: Customers who are in need of modes of transportation but are not keen on purchasing their own car or be saddled with poor or limited choices offered by regular car rental businesses.
- How It Works: Customers must be members of ZipCar, paying as low as $6 per month. They will then get access to a listing of thousands of cars, vans and similar vehicles in various cities or locations around the globe. They will be issued their Zipcard.
Customers get to decide whether to rent the cars by the day or by the hour and, best of all, they can have their pick from the many types of cars.
Once a choice has been made, it is as easy as booking a Zipcar for the period desired. Aside from booking online, the service also allows booking to be done using their mobile app.
All it takes to have control over the Zipcar is to tap the Zipcard to the windshield.
Zipcar offers various rates and plans to suit users’ every need (and financial capability). Membership starts from $6 per month, while driving rates could go from $8 to $10 per hour. The rates already cover expenses for gas and insurance.
Sharing economy — снижаем экослед
Экономический и экологический кризис — еще одна из причин развития sharing economy: sharing-сервисы помогают экономить, и общество все больше осознает важность снижения потребления. В своем исследовании ряда сервисов sharing economy профессор экономики Колорадского университета Андерс Фремстад отмечает, что они вносят значительный вклад в сокращение объема вещей, выбрасываемых на свалки
Он указывает на то, что совместное использование вещей и жилья способно снизить ущерб природе
В своем исследовании ряда сервисов sharing economy профессор экономики Колорадского университета Андерс Фремстад отмечает, что они вносят значительный вклад в сокращение объема вещей, выбрасываемых на свалки. Он указывает на то, что совместное использование вещей и жилья способно снизить ущерб природе.
Согласно исследованию Калифорнийского университета 2011 года, каждая машина, используемая совместно, способна заменить от 9 до 13 машин.
Сами сервисы, в основном, международные, проводят исследования снижения экоследа и публикуют результаты на своих сайтах. Правда, такие исследования не являются независимыми и не всегда прозрачными (например, не раскрывают методику подсчета).
Например, Airbnb на своем сайте публикует данные о том, что американские гости, использующие сервис, сэкономили воды эквивалентом в 270 бассейнов олимпийского масштаба, а европейские – 1100 таких же бассейнов.
Сервис каршэринга BlaBlaCar пишет на своем сайте, что за время действия было сэкономлено порядка 700 000 тонн выбросов CO2.
Основатель Uber в своем выступлении рассказывает о том, что благодаря uberPOOL (возможность разделить такси и стоимость с попутчиком, едущим по тому же маршруту) за первые 8 месяцев «сэкономлено» почти 13 млн км, а выбросы СО2 удалось только в Лос-Анджелесе снизить на 1 400 тонн.
Впрочем, есть исследователи, которые считают, что вывод о снижении экоследа за счет sharing economy неоднозначен.
Экономика – слишком сложная и многофакторная система и не стоит в оценках прибегать к упрощениям.
Например, можно сделать и такой вывод: более дешевое и доступное жилье побудит людей путешествовать больше, что увеличит выбросы C02 или более доступный каршэринг приведет к тому, что люди будут меньше пользоваться более экологичным общественным транспортом.
В целом, здравый смысл и ряд исследований указывают, что шеринг экономика помогает уменьшить количество выбрасываемых вещей, отходов и снизить общий экологический ущерб.
Но, как и во всем, стоит сохранять критический и многосторонний взгляд.
Уже бизнес
Несмотря на растущую популярность «шеринговых» сервисов, рынок только-только начал свое развитие. Во-первых, сейчас в аренду вовлечена только самая активная часть населения, то етсь в перспективе объем рынка увеличится благодаря включению менее активных граждан. Во-вторых, временное пользование пока слабо распространено в большинстве стран и потому имеет большой потенциал для развития. Ожидается, что к совместному потреблению для сокращения затрат подключатся и крупные корпорации, и это также даст заметный рост рынку. Дальнейшее развитие и распространение технологий сделают сервис аренды все более удобным и простым в использовании для большого числа людей.
Что уже существует и успешно работает в мире? Прежде всего — это революционный проект (аренда жилья), после успеха которого о совместном пользовании заговорили как о серьезном бизнесе. Сервис был запущен в 2008 году; по оценкам на март 2014 года суммарная капитализация компании составила 10 миллиардов долларов. Согласно официальной информации на сайте, количество людей, нашедших жиилье с помощью сервиса уже превысило 11 млн человек.
В других сферах удачными «шеринговыми» сервисами за границей являются: — прокат различных потребительских товаров, , — аренда автомобиля, — аренда предметов современного искусства, — аренда рабочих мест.
Есть и более необычные разновидности проектов. Например, можно взять или дать взаймы деньги посредством сервиса , причем с более выгодными процентными ставками, нежели в банках. предлагает разделить расходы во время путешествия с попутчиком, — воспользоваться услугами «друга на машине» (аренда места в такси). А на можно найти гостеприимный дом, где вас пригласят пообедать или поужинать не хуже, чем в дорогом ресторане. Совсем экзотичный вариант — это арендовать друга для совместного посещения музея или кинотеатра: сайт так и называется — .
Что касается монетизации, то основным способом получения дохода является взимание процента со сделки. Так, Lyft.me позволяет пассажирам самим назначать стоимость поездки и берет 20 процентов от этой суммы. Airbnb монетизируется за счет вознаграждения, которое взимается с обоих участников сделки. От владельцев жилья сервис получает 3 процента, а от тех, кто снимет, 6-12 процентов в зависимости от арендуемого объекта. Несмотря на такой процент, цены на арендуемое жилье в несколько раз меньше, чем среднерыночные, а иногда и вовсе ничтожно малы.
Diverse primary concepts
The conceptual design of the sharing economy is just that – sharing resources. Individuals throughout the world can unlock the potential earnings of their possessions or knowledge by monetizing their use for others. Thus, the genesis of a sharing economy is to have the ability to utilize one’s own possessions for money when the owner isn’t using it.
The basic concept behind the on-demand economy is different. It is based on the need to immediately and effectively gain access to a product or service. For example, a person who needs a ride from one location to another can access the Uber App on their phone and call for a taxi. While this service may seem to intersect with concepts of the sharing economic system, the difference lies in the usage by the client.
The on-demand factor brings the car to the individual. And it is not sharing because the client is not actually using the car to drive himself. If a person ordered a vehicle for his own use that would be a suitable example of an on-demand economy. The distinction is subtle in some respects. Still, the use of a product and the ability to call upon it is a significant conceptual difference between the two economies.
Разделяй и властвуй
Шеринг делает элитарное доступным — это первый компонент его успеха. Uber был создан как престижный сервис для богатых. Зарегистрироваться в приложении могли лишь водители автомобилей представительского класса. Вскоре компания снизила планку, запустив экономичный тариф UberX, что и стало решающим фактором в мировой экспансии сервиса. Крупные агрегаторы превратили пассажирские перевозки из услуги для тех, кто «может себе это позволить», в повседневный транспорт.
Каршеринг, прокат автомобилей без водителя, предлагает не только простые седаны и кроссоверы, но и шикарные лимузины и «породистые» спорткары. Airbnb позволяет на пару дней снять роскошную виллу и почувствовать себя богачом. Шеринг дает шанс каждый день получать новые яркие эмоции, вместо того чтобы вступать в многолетние отношения с собственной машиной или домом.
Второй необходимый атрибут шеринга — мощнейшая крупномасштабная IT-составляющая. Концепция начинает работать, когда благодаря агрегатору тысячи арендодателей и арендаторов одновременно видят друг друга. До этого принципа могли додуматься раньше, но его невозможно было реализовать до появления смартфонов.
В некоторых штатах в США, да и в других странах, власти пытаются регулировать деятельность Uber как компании, занимающейся перевозкой людей: хотят заставить сертифицировать водителей и отвечать за техническое состояние машин. Uber же упорно держит линию, что весь сервис не больше чем просто мобильное приложение. (В этом году по решению Верховного суда Великобритании Uber стал трудоустраивать британских водителей; теперь они являются сотрудниками компании и имеют право на минимальную зарплату).
И они не сильно при этом лукавят: смартфон дал все те технические возможности, благодаря которым массовая шеринг-экономика стала реальностью. Это и геолокация, и передача необходимых данных от клиента непосредственно из места пользования услугой, и возможность буквально поминутной аренды ресурсов. Огромная работа, связанная с продажей услуг, оформлением платежей, координацией пользователей и подрядчиков, перешла от людей к компьютерным алгоритмам. Именно этот факт позволил сделать элитарные блага доступными.
Из вышесказанного следует третья особенность шеринговой экономики: часто активы, которые предлагаются пользователям, не принадлежат компании, организовавшей бизнес. Хлопоты, связанные с их обслуживанием, а также ответственность перед клиентами тоже делятся между агрегаторами и владельцами благ.
Тройка самых популярных автомобилей в московском каршеринге — Kia Rio, Volkswagen Polo и Renault Kaptur. Однако в парках столичных провайдеров попадается и настоящий эксклюзив, например Ferrari F430 Spider, Lamborghini Urus и олдтаймеры Ford Mustang 1960-х годов
Ярмарки как бизнес-модель
В сегмент торговой недвижимости шеринговая модель проникла позднее – как ответ на стремительно пустеющие площади в ТЦ, говорит Данченок. Например, платформы по краткосрочной аренде торговых площадок Appear Here и We Are Pop Up собирали предложения об аренде свободных помещений и подыскивали операторов временных магазинов.
«Совместное использование торговых помещений существует в ритейле давно, – уточняет старший аналитик отдела исследований рынка CBRE Константин Будагян. – Классический пример – ярмарки и сезонные рынки.
Аренда торговых мест возможна и на продолжительный срок, арендаторы совместно оплачивают уборку общих территорий и услуги охраны».
Данченок в качестве примера приводит сезонные ярмарки или «временные» универмаги на пустующих площадях: Trend Island в «Авиапарке», «Калина-маркет» (российский бренд, который объединяет множество молодых дизайнеров и малоизвестные бренды на одной площадке, работает в разных торговых центрах Москвы), «Йармарка» (мультибрендовый магазин российских дизайнеров, работает в сети «Мега»), мультибрендовый pop-up магазин Underline и др. Pop-up магазины – временные торговые точки, которые появляются за одну ночь, функционируют некоторое время, легко демонтируются и освобождают пространство другим операторам.
В 2019 г. в Москве откроются коворкинги сети WeWork – в деловом квартале «Красная Роза» (девелопер KR Properties), в галерее «Якиманка 26» («Афорра девелопмент»). На «Красной Розе» в БЦ «Савин» WeWork займет 4300 кв. м, на Якиманке – 3200 кв. м. Всего у компании более 287 коворкингов в 77 городах мира. 50% компаний – резидентов сети смогли реализовать совместные проекты на базе WeWork
Принцип совместного использования недвижимости активно применяют онлайн-торговцы: крупные складские комплексы и распределительные центры арендуют по частям ритейлеры, дистрибуторы, логистические операторы, предприятия e-commerce. В том числе и крупные компании, имеющие собственные склады, – для снижения издержек.
Что планируется
В дальнейшем я планирую предоставление дополнительных сервисов. Объемы инвестиций в полноценный проект, по моим подсчетам, должны составить 2-2,5 млн. долларов. Поэтому без стороннего инвестирования не обойтись.
Кроме того, я буду просить вас приобретать страховку для туристов, билеты, электронную книгу в дорогу и все прочее, что невозможно купить без денег, через наш сервис. Цена для вас не изменится, а мы получим комиссию от партнера. Это позволит нашему молодому сервису существовать, пока не будет серьезных инвестиций.
Многие читатели могут спросить: а зачем вкладываться в сферу путешествий, даже с моделью sharing economy, в период пандемии Ковид-19? Да, сейчас не самое благоприятное время для проведения отпуска за пределами своего населенного пункта. Однако пандемия пройдет. Уже многие страны открывают границы, налаживают авиарейсы, отказываются от запрета на ношение масок на открытом пространстве и т.д. Прежняя жизнь постепенно нормализуется и не за горами тот момент, когда россияне снова начнут совершать поездки в дальние регионы страны и за рубеж. Уверенности мне в этом придали майские праздники. Послабления ослабли и сразу мощный всплеск туризма, пока, внутреннего.
Я уверен, что как только жизнь вернется в прежнее русло, россияне начнут путешествовать. Учитывая тот факт, что люди почти полтора года никуда не уезжали, в сфере туризма будет сильный взрыв. Поэтому у индустрии путешествий широкие перспективы, а sharing economy еще больше их увеличивает.