Работа с магазинами
Важно понимать, что я не начинала с нуля. Кроме опыта, у меня были хорошие связи с магазинами: с кем-то из владельцев мы дружили, с кем-то раньше сотрудничали
Поэтому я точно знала, где именно буду продавать свою первую коллекцию.
Первое время я продавала по 50 вещей в месяц. Сейчас мы в среднем продаём порядка 400 вещей в месяц на полмиллиона рублей. Сотрудничаем с десятью магазинами, разбросанными по городам России, самый крупный из них московский — Trends Brands в «Цветном». Сейчас, я уверена, количество магазинов, продвигающих русских дизайнеров, будет только увеличиваться.
Накрутки в магазинах очень разные: в Санкт-Петербурге это где-то 100 %, то есть магазин у нас покупает вещь за 1 500 рублей, а продаёт за 3 тысячи. В Москве накрутка может достигать и 250 %.
Себестоимость производства зависит и от того, сколько на эту вещь тратит времени и сил швея. Если мы, допустим, изготовили экспериментальную модель платья, я спрашиваю у швеи, насколько ей было сложно с ним работать и сколько времени это у неё заняло. Если это было сложно и медленно, я исключаю эту модель из коллекции. Цену я определяю, исходя из того, что мне нужно платить своим сотрудникам нормальную зарплату и развивать бренд. Мне бы хотелось угодить покупателям, поставив минимальную цену, но работать в ноль я не согласна, моя работа стоит денег.
Свой бизнес
Я решила уйти из Trailhead, и в этот момент моя знакомая, дизайнер Ася Мальберштейн, предложила мне арендовать двенадцатиметровую комнатку под мастерскую. Она давно подталкивала меня к созданию своей марки, и я посчитала, что эта комната — хороший знак. Все свои деньги, где-то 100 тысяч рублей, я потратила на швейную машинку и закупку тканей для первой коллекции. Через три месяца я поняла, что этого недостаточно, и взяла 300 тысяч в кредит.
На эти деньги я наняла трёх человек, закупила дополнительное оборудование. Зарегистрировала название бренда, это стоило порядка 60 тысяч рублей
Меня отговаривали, считали, что это ненужные траты, но для меня эта мера защиты была очень важной. Я также сделала сайт, зарегистрировала ИП, получила разрешение на торговлю
Через год, когда у меня в штате работали пять человек, я арендовала помещение площадью 63 квадратных метра, где сейчас помещается и само производство, и шоу-рум, и офис.
Сейчас у меня в штате — менеджер, три швеи, конструктор и дизайнер. Для меня это золотое время компании, потому что пока поддерживать дружественную рабочую атмосферу не составляет большого труда, а каждый сотрудник чётко понимает, что и когда он должен делать. Когда в компании будет больше пятнадцати человек, сохранить прежние доверительные отношения со всеми сотрудниками будет очень сложно. Придётся привыкать к общению в формате «начальник — подчинённый». Все типичные проблемы работы с брендом я успела прорепетировать ещё в Trailhead, так что к стрессовым ситуациям была готова. Правда, пришлось развить в себе дополнительную степень жёсткости, без которой начальнику нельзя.
Опыт работы
Нелли Недре
Основательница марки
В семь лет я объявила бабушке, что, когда вырасту, стану дизайнером. Тогда она подарила мне чемоданчик с фломастерами, и с тех пор я, как одержимая, начала придумывать и рисовать различные наряды. Окончив школу, не раздумывая, поступила на факультет дизайна одежды. Образование в институте стало для меня настоящей школой жизни: меня выгоняли каждые полгода, говорили, что я буду плохим дизайнером, что у меня никогда ничего не получится. При этом я с третьего курса начала делать полноценные коллекции, участвовала и побеждала с ними в международных конкурсах. Экспериментировала с формами, пробовала различные ткани, искала свой стиль. К пятому курсу я была полностью сформировавшимся дизайнером. Преподаватели в институте требовали, чтобы мы показывали свой потенциал, максимально используя свою фантазию, но я быстро переросла этот подход к одежде. Я поняла, что не хочу делать вещи, которые никто не носит, пусть они и выглядят интересно.
Понять это мне во многом помогла практика, которую я проходила у различных дизайнеров. До защиты диплома я успела поработать и в ателье, и в люксовом бренде, и в бренде уличной одежды, и даже контролировала производство в Китае. В целом прощупала всю почву, какую только можно. На последнем курсе мне предложил работу владелец питерской марки уличной одежды Trailhead. Опыт работы в его компании оказался бесценным. Это серьёзная марка с большим ассортиментом товаров, основатель которой уже двадцать лет работает с одеждой и прекрасно ориентируется в рынке — знает, что готов покупать российский потребитель. Он не делает ничего вычурного, работает только с базовыми формами и цветами. Я начинала как один из дизайнеров его бренда, и он мог сказать: «Нелли, что ты рисуешь! Кому нужна эта розовая пуговица сбоку, я же это никому не продам!»
Сила
Нелли: Успех для марки это возможность реализоватьзадуманные проекты. Возникают сложности, но это не останавливает,не затрагивает так сильно, вы остаетесь устойчивыми на рынке настолько у вас продуман бизнес
Также важно быть спокойным засвоих сотрудников, поддерживать гармонию в команде, чтобы каждыйзанимался своим делом
Я хочу, чтобы NNedre стал русским sustainable Uniqlo. Мне быхотелось расширить число магазинов и делать отдельную, болеедизайнерскую, но функциональную линейку. В будущем будет крутозапустить линейку одежды для дома, предметов интерьера NNedreHome. Мне бы очень хотелось вырасти до такого уровня.
Андрей: Чтобы быстро стать популярным, нужно найтисрединную линию, которая поможет тебе и выразить себя, и сделатьтак, чтобы ты был интересен наиболее широкой аудитории.
Критерии успеха для стрит-арт-художника разные. С одной стороны,есть институциональное признание, когда ты имеешь вес впрофессиональном сообществе: галереях, музеях, получаешь премииили гранты. С другой стороны, есть арт-рынок, который живет посвоим правилам. Есть еще и блогерский успех. Я все время мерцаю награни всех этих миров. Я нейтрален, мне везде было бы интереснодостичь успеха.
Выбор вещей
Байеры магазинов обычно хорошо знают своих покупателей и понимают, что те будет готовы у них купить. Одни берут в основном базовые классические вещи, другие, наоборот, выбирают более экстравагантные модели. Сначала заказывают пробную партию, затем, ориентируясь на спрос, закупают что-то дополнительно. У нас нет склада, на котором мы храним вещи, потому что мы всегда отшиваем определённое количество под конкретный заказ.
Постепенно мы поняли, какие модели уходят лучше всего, поэтому выделили отдельную линию Gills Classic. Это вещи, которые пользуются постоянным спросом вне зависимости от сезона. Если присмотреться, у всех мировых брендов есть своя база моделей, которую они воспроизводят год от года. Пиджак Chanel, классический свитшот Carhartt, туфли-лодочки. Это проверенные вещи, к которым можно добавить карманчик или поменять ткань, но по сути они всегда одни и те же. Самая продаваемая модель adidas — это классический чёрный спортивный костюм «три полоски». Бренды всегда зарабатывают на самых простых, базовых вещах. То же касается цвета: чёрный и серый всегда идут на ура, особенно в России. Мой бренд также основан на универсальных вещах и монохромной палитре. Из тканей я для работы выбрала футер, потому что именно его я чувствую лучше всего.
У меня есть принцип: я никогда не буду делать просто красивую вещь, на которой не смогу заработать. Когда я придумываю красивую и простую модель, я смотрю на то, попадает ли она в тенденции, считаю себестоимость её производства и высчитываю, за сколько она будет продаваться в магазинах. Если я понимаю, что за такую цену её никто не купит, она сразу перестаёт мне нравиться и я от неё отказываюсь.
Фотографии:
Яся Фогельгардт
У меня очень мало времени, и всей моей декоративной косметикой можно накраситься очень быстро. У меня татуаж на бровях, он очень лёгкий, но я в принципе могу не подкрашивать брови, хотя для вечернего макияжа это всё-таки делаю. Ещё я фанат подводок и рисую стрелки с 9-го класса, поэтому за пять минут могу нарисовать абсолютно любые.
Одно время я была какой-то космической девочкой: красила волосы в пастельный розовый, носила уже свои привычные точки на нижнем веке. Рисую их подводкой уже несколько лет, а началось всё с того, что мне хотелось закрасить родинку. Один мальчик даже влюбился в меня из-за этих точек. А обычно у меня довольно простой макияж, но иногда я клею на себя блестящие камушки. Они очень клёво смотрятся с яркой помадой и двумя хвостами.
Про комьюнити
С учётом моего времени я могу заходить только в MAC, Kiehl’s и к своему визажисту, и то раз в три месяца
Марку Kiehl’s очень люблю, хотя обратила на неё внимание из-за дизайна банок, но потом и маму подсадила на их средства. Из декоративной косметики у меня больше всего MAC, во многом потому, что, когда марка появилась в России, я как раз начала краситься
Мне нравится, что в их корнерах всегда рекомендуют то, что мне действительно нужно, а не впаривают.
В своё время я переехала в пространство «Временно», и у нас там образовалось содружество таких творческих людей, которые друг другу во всём помогали. Я занимаюсь одеждой, так что в скором времени ребята в «Пространстве» начали носить чёрные свитшоты; графический дизайнер всем всё нарисовал, парикмахеры помогали с волосами. Когда я пришла к одному, у меня были белые пережжённые волосы, он меня увидел и сказал: «Так, мы будем с тобой работать». В конце концов волосы вылечили.
Про внешность
Я дизайнер, и у меня были периоды в жизни, когда я очень странно выглядела. У моих родителей в доме стоят мои фотографии, которые я ненавижу: там брови-ниточки, чернющие волосы, красные губы, загар. С тёмными волосами я ходила четыре года, потом поступила в институт, где познакомилась с девочками-визажистами, которые заставили меня отрастить нормальные брови. В детстве мама мне всё время делала каре, чтобы волосы не запутывались, а ещё у них мышиный цвет, который мне не нравится.
Сейчас у меня как-то всё в жизни устоялось, и кажется, что я нашла и свой стиль, и макияж. Теперь больше внимания уделяю уходу, потому что у меня действительно мало свободного времени и большое количество стресса. У меня очень сухая кожа, поэтому даже в поездке на «Сапсане» я делаю несложные процедуры: обильно мажу руки кремом, использую масло для кутикулы, снимаю макияж мицеллярной водой, если нужно.
Вдохновение
Нелли: Моя задача в бренде черпать идеи, я немогу сидеть на месте. Есть интернет, все можно посмотреть, но этоне то. Когда ты едешь куда-то, видишь невероятную архитектуру и онакаким-то образом рождает потрясающе простую вещь в голове.
Я разносторонний человек, и меня много что вдохновляет, напримеркниги. Я могу прочитать какую-то историю, поймать образ ивдохновиться. Еще один важный источник архитектура, это, по сути,самый развитый вид дизайна. Меня вдохновляют люди. Когда япутешествую, всегда смотрю на людей вокруг, вижу их стиль, что-топодмечаю в поведении. Искусство это тоже большое вдохновение.Приехать куда-то и не сходить в музей современного искусства дляменя было бы странно.
Нелли: Когда ты отдохнувший и вдохновленный, тоначинаешь подмечать детали во всем. Например, в Петербургезакрашивают стены граффити квадратами, получается красота и тыдумаешь, что это просто Pinterest, все цвета сезона собрали и надоиспользовать эти цвета в коллекции.
Половину времени я работаю дома, но вообще я человек, который живетвезде. Сейчас между Питером и Москвой. Очень часто в дороге, вкафе могу придумать какую-то вещь. Иногда идеи ко мне приходят вСапсане, поэтому я всегда ношу с собой все, чтобы можно былозаписать, зарисовать и отправить то, что придет в голову.
Андрей: Дляменя, как для художника, источник идей это город. У меняархитектурное образование, и мне интересно смотреть на город как насосуд, который можно наполнить. Не на стены домов, а напространство между ними. С появлением высказываний пространстваначинают работать по-другому, получают новые прочтения, и это то,с чем мне интересно работать.
Достоинство
Нелли: Мы с командой работаем в таком режиме: естьмарка одежды, образовательные программы, мой личный бренд, а ещемастер-классы. В перспективе я хотела бы создавать предметыинтерьера из остатков ткани и делать новые продукты. Я считаю, чтонужно жить в рамках циклической экономики, когда ты задействуешьвсе способы и средства, а не пытаешься заставить клиента покупатьбольше.
Мой отец всегда говорит: Давайте сядем посчитаем. Этот совет мнеочень помогает в жизни, потому что у меня часто бывает эйфория, вкоторой я начинаю делать какие-то совершенно не выгодные впроизводстве вещи. Если придумал идею нужно ее просчитать итолько потом приступать к реализации. Можно создать проект,кайфануть, но в итоге получить нерентабельность. Садиться исчитать, прежде чем воплощать, важная часть любогобизнеса.
Нелли: Я в индустрии уже больше11 лет и понимаю, как можно сделать коммерчески выгодный продукт изарабатывать на нем, сделать его дешевым, понравиться людям,сделать классную съемку и распродажи. Я знаю, как это сделать, нотакже осознаю, что это не будет соответствовать моим личнымценностям и клиентам.
Андрей: Для меня,как для художника, деньги не являются приоритетом. Мне интересносоздание чего-то уникального, нового, что тронет сердца и умыдругих.
Нелли: Когда ясоздаю вещь, которая смотрится необычно, но при этом она простая ив ней удобно ходить, вот это кайф. Но это требует времени. Иногдавещь делается 4 месяца, хотя крой может быть очень простым. Мыудлиняем, продаем, узнаем какому типу фигуры в ней не очень удобно,учитываем, что вещь должна идти разным людям. Мне нравится, чтонаши вещи подходят и худеньким девушкам, и plus size.
У меня молодой бизнес, так что иногда мне нужно оглядываться назаконы, осваивать систему, которая существует. Иногда я придумываювещи и понимаю, что они слишком прогрессивные для нынешнеговремени. Бывает, что модель продается тихонечко, а через годпроисходит бум и люди говорят: У вас просто идеальный пиджак! А яего придумала уже 10 лет назад.
Когда у меня активный период на работе, я договариваюсь с собой.Например, сейчас у меня будет меньше выходных, но обещаю себе потомотключить телефон на два будних дня и отдохнуть с друзьями. Обычноя подсознательно понимаю свои физические возможности: что успею, ачто нет. Это помогает сохранятьбаланс.
Андрей: Каждый наш проект абсолютно уникален. Вэтом заключается и самая большая сложность нашей работы, и интерес.В каждом новом проекте нам нужно выстраивать процесс с нуля, у наснет поточных проектов или готовых схем.
В отличие от студийных художников, которые коммуницируют сподготовленной публикой, с теми людьми, которые приходят в музей,уличный художник взаимодействует со случайным зрителем, которыйвообще, может быть, не собирался начинать диалог с искусством, апросто шел по своим делам. Это требует очень ответственного подходакак художника, так и куратора, потому что своими проектами они какбы вторгаются в среду, где живут разные люди.
Динамика и мобильность ключевое описание квартала Достоинство.Он расположен на границе с ЦАО, с внутренней стороны Третьеготранспортного кольца, всего в 1,5 км от Садового кольца и 5 км отКремля. Главное преимущество квартала малоэтажная застройка от 3до 13 этажей. Квартал был введен в эксплуатацию в этом году, такчто ключи от новой квартиры можно получить прямо в деньпокупки.
Создание коллекции
Система работы в крупном и локальном бренде во многом различна. Гиганты индустрии стараются предсказать тренды на несколько лет вперёд. У них есть специальные люди, которые ездят по миру и собирают информацию о тенденциях во всех возможных сферах: от искусства до новых технологий. Они учитывают и экономические предпосылки. Когда у тебя сразу производятся тысячи единиц одежды на заводе в Китае, ты очень рискуешь, приходится быть дотошным, экономить на нитках и пуговицах. Так как мы пока небольшая марка, мы не придерживаемся чёткой сезонности и готовим небольшие капсульные коллекции четыре-пять раз в год. На создание коллекции у меня уходит порядка двух месяцев.
Я всегда начинаю с того, что просматриваю для вдохновения 60 любимых сайтов и блогов об одежде, разбираюсь в том, что сейчас наиболее актуально. Собираю свой мудборд, в котором могут быть и произведения искусства, и отрывки из фильмов, и фотографии подруги, и музыка. На сайте Style.com за полгода до официального выхода выкладывают новые коллекции, я подмечаю детали, которые наиболее часто появляются у всех брендов. Подготовив базу для вдохновения, я закрываюсь на несколько дней в квартире и рисую. По моим рисункам конструктор делает пробные лекала, затем мы отшиваем первые образцы, меряем, дорабатываем. Когда коллекция готова, мы фотографируем её для лукбука, рассылаем по магазинам и ждём реакции. В коллекции может быть, например, девять моделей в четырёх цветах. Не обязательно, что каждая из этих 36 вещей будет произведена больше, чем в одном экземпляре.
Экологичность
Частью жилого комплекса Символ является новый городской паркЗеленая река. Этим летом открылась его первая очередь, площадьюпорядка 2 га. Она включает в себя большое количество детских испортивных площадок, беговые и велосипедные дорожки, столы длянастольных игр, а также сцену и амфитеатр для просмотра кино,проведения лекций и концертов. В первой очереди парка высаженоболее 180 крупномерных деревьев, 3500 декоративных кустарников,около 6000 цветов. В перспективе парк протянется через всютерриторию застройки и займет площадь порядка 10 га.
Нелли: Перестроиться наeco-fashion сложно с точки зрения экономики. Есть определенныеправила функционирования индустрии: компания получает деньги,платит деньги, вкладывает их и так по кругу. Сейчас мы приходим ктому, что компании дерутся, чтобы привлекать покупателей любойценой, и нужно производить как можно больше, чтобы окупить затраты.Наша задача другая мы хотим выстраивать качественные отношения спокупателями, ведь они нас выбирают.
Nnedre одна из первых марок одежды, которая взяла курс наэкологичное производство, поэтому нам бывает непросто. Когда тыявляешься первопроходцем, тебе приходится все разжевывать,рассказывать и объяснять. В этом и есть переход на новую экономикуи глубина отношений с клиентами. Они тебе доверяют.
В сентябре я была на обучении для стартапов сферы устойчивогоразвития в Вене. Там я познакомилась с девушкой, которая делаетпредметы интерьера из прессованных отходов. Трава, деревопрессуются, получается классная фактура, новые материалы. Яподумала, что можно то же самое сделать из остатков одежды. Изостатков кроя я уже делаю бустеры для йоги и собираюсь подаритьсвоим подругам.
Андрей: Если говорить о таком фетишизированномобъекте, как баллончик с аэрозольной краской, это очень сложныйинструмент. Вся система каждый год модифицируется и становитсялучше, сама краска и ее состав тоже улучшаются. Сейчас, например,появилась краска полностью на водной основе. Абсолютно такая жекраска, только с водой вместо растворителя и акрилом вместотоксичных красок. Все это движется к эко-френдли. И это сильноотражается на качестве работы, индустрияразвивается.
Свобода
Нелли: Мне хотелось бы немногобольше свободы. Я хочу расширять бренд. Сейчас у нас 2 магазина иоколо 20 человек в команде, мы небольшая марка, так что многимприходится сочетать в себе несколько профессий. Если бы мы былибольше, то увеличили бы обороты и наняли больше сотрудников. Тогдая могла бы чаще заниматься креативом, а не менеджментом.
Свобода это когда ты известен и можешь позволить себе творить какхочешь и когда хочешь, выходя за финансовые рамки. Независимостьпозволяет в любое время творить всё, что ты хочешь, но для этогомарка должна повзрослеть. Границы, которые существуют сейчас вNnedre, появились благодаря моему опыту как дизайнера ипредпринимателя.
Мне кажется, что для моего поколения ритейлеров очень важнаатмосфера, место, где ты открываешь свой магазин. Все бы хотели наглавной улице, в центре, на Патриарших прудах или около Невскогопроспекта
Для меня важно, кто будет в соседнем магазине рядом сомной, я всегда ищу баланс
Андрей: Свобода абстрактное понятие. По сути,свобода самовыражения заканчивается там, где заканчивается свободасамовыражения или жизни другого человека.
Особенность нашего агентства в том, что даже к техническим проектаммы подходим с точки зрения созидания прекрасного. Мы хотим в каждомнашем проекте открывать что-то интересное и новое.
В квартале Свобода из своего двора вы попадаете прямо в парк.Ключевая особенность квартала яркая бионическая архитектура отбританских бюро LDA Design и UHA London. Благодаря малоэтажнойзастройке Таганского района, из окон квартир открываются прекрасныевиды на город, а из некоторых можно даже увидеть кремлевскиезвезды. В этом году строительство квартала было полностьюзавершено, в продаже еще осталось небольшое количество лотов, средикоторых есть квартиры с открытыми террасами и дровянымикаминами.
Смелость
Нелли: Дизайнером одежды мне захотелось стать в 7лет. Я посмотрела с бабушкой сериал Просто Мария продевушку, которая ходила в красивом красном костюме и сзолотыми сережками. Она была дизайнером, постоянно рисовала эскизыи проводила показы, совмещая это с бешеной любовной драмой. Глядяна нее, мне тоже захотелось стать дизайнером одежды. Бабушка сдедушкой поддержали мое увлечение и на Новый год подарили мнечемоданчик для рисования. После этого я начала безудержно рисоватьдевочек в одежде.
Андрей: В 2011году с художником Маратом Данильяном я открыл первое в Россииграффити-агентство, которое так и назвали First Graffiti Agency(FGA). Мы занимаемся коллаборациями соединяем индивидуальныестили художников с ценностями брендов. Это когда художник со своимиценностями соединяется с ценностями бренда. У нас в штате нетхудожников, поэтому мне нравится думать, что мы работаем со всемихудожниками мира, к каждому проекту привлекаем наиболееподходящего человека.
Нелли: В Петербурге я 3 года работала при одном брендеодежды. Мне нравилась моя профессия, я много путешествовала поработе, но не радовалась тому, что делала. В какой-то моментпоняла, что классическая схема про большие закупки в Китае бездушная машина, в которой мне больше не хочетсяучаствовать. Я начала описывать место, где хотела бы работать,представляла, как оно выглядит. Через полгода после описанияидеальной работы у меня появилась своя студия.
Андрей: Нам всегда интересно работать склиентами, которые открыты к новому. Можно относиться к росписямкак к сухому оформительству: ты ставишь задачу, иллюстратор еевыполняет. Есть другой подход в таком случае отношенияхудожник-клиент выстраиваются более тонко и большую роль в этомпроцессе играет куратор, как связующее звено.
Квартал Смелость жилого комплекса Символ расположен рядом сдетским садом, лицеем от МГТУ им. Баумана и новым городским паркомЗеленая река. Один из корпусов полностью отдан под квартиры сотделкой. Как и во всех квартирах жилого комплекса здесь потолкиболее 3 метров и панорамные окна с низкими подоконниками. Главнаяфишка квартала эксплуатируемая крыша с открытыми террасами длявсех жителей дома.