Декоративно-прикладное искусство
Длительные контакты с ираносферой способствовали тому, что аварцы (как и лезгины) являются мастерами коврового искусства
Аварские женщины ткут совершенно разные виды ковров. Салмаги (маленькие-коврики, служащие в качестве медальонов), супрадумы (огромные полотна с изображениям сюжетов нартовского эпоса), даватины (ковры обычного размера для бытовым и обрядовых целей). Из-за малоизвестности за пределами Дагестана – аварские ковры стоят дешевле туркменских, азербайджанских или персидских.
Издавна развиты ковровое дело (преимущественно в Тляратинском и Хунзахском районах: производство ворсовых и безворсовых, войлочных ковров, подушек, хурждинов — перемётных сумок), узорное вязание из шерсти и сукноделие (особенно в сёлах Корода, Ругуджа), плетение циновок из шерсти с добавлением осоки, обработка кож, чеканка по меди, изготовление оружия и серебряных украшений (в сёлах Ругуджа, Согратль, Гоцатль, Чох, Унцукуль, Гамсутль), резьба по камню и дереву (в сёлах Чох, Ругуджа и других). С конца XIX века получило широкую известность производство различных изделий (сосудов, шкатулок, тростей, трубок) из кизилового дерева с медной, серебряной, мельхиоровой насечкой; главным центром этого промысла стало село Унцукуль.
И ещё одна халва — из теста
Замешиваем средне-мягкое эластичное тесто из желтков (или целых яиц) и муки, как на лапшу. Небольшими частями пропускаем его через мясорубку с крупной решеткой
Осторожно собираем получившиеся нити и обжариваем их во фритюре до бледно-румяного цвета. Жарятся они очень быстро и увеличиваются в размере, следите за этим процессом! Обжаренные палочки выкладываем на салфетку, чтобы снять лишний жир, остужаем
Затем в большой удобной посудине осторожно перемешиваем обжаренное тесто с вареным мёдом (как в халве из орехов), выкладываем на смазанную маслом поверхность, слегка уплотняем, формуем прямоугольник высотой 5−7 см. Не бойтесь немного поломать палочки, это не считается недостатком. Остывшую халву нарезаем на квадраты или прямоугольники
Подаем к столу. Это блюдо приятного солнечно-медового цвета, так и просится в рот. Такую халву всегда готовят на свадьбу.
Надо сказать, что в дагестанской кухне в основном применяется топлёное сливочное масло или смесь топлёного масла с топлёным маргарином. Это называется домашний жир. Его можно использовать в любых блюдах, на нём можно жарить любые продукты. Тесто для халвы можно обжаривать в смеси топлёного масла с растительным. Растительное масло должно быть без запаха. Можно тесто не пропускать через мясорубку, а нарезать лапшой, предварительно раскатав его толщиной примерно 2−3 мм.
Эта халва носит еще одно название — , известный многим. Поэтому я приведу здесь несколько рецептов теста.
Простой вариант теста: 3 яйца, 2 стакана муки, щепотка соли.
Тесто с водкой: 5 яиц, 1 ст. л молока, 2 ст. л водки, ½ ч. л соды, ½ ч. л соли, мука.
Тесто дрожжевое: 10 яиц, немного дрожжей, соль, муки — сколько возьмет.
Ну как, сложно халву сделать? То-то же! И все хлопоты восполняются угощением «небесной вкусноты», как говаривала моя приятельница. А уж сколько хвалебных слов услышит хозяйка, только успевай раскланиваться! Успеха вам и приятного аппетита!
Фольклор
Аварцы имели развитый фольклор. Основными его жанрами были героические песни (например, «Сражение с Надир-ханом»), исторические песни, лироэпические песни (лахъи балай — «длинная песня»), песни-плачи, исполняемые мужчинами с инструментальным сопровождением; женские песни (колыбельные, любовные). Песни исполняются в один голос, используются диатонические лады. Традиционные аварские музыкальные инструменты — чагана (смычковый);(Tlaмур, пандур), (Зурма-къили, зурна-къали); чагур (струнный), , ясты-балабан и зурна (язычковые), лалу (вид свирели), бубен тэп, барабан гавал.
Аварская музыка отличается яркой самобытностью. Специалисты уже давно заметили, что в музыке аварцев преобладают натуральные минорные лады, больше всего – дорийский. Распространен двухдольный и трехдольный метр. Один из характерных размеров – 6/8. Встречаются также сложные и смешанные размеры.
Аварские мужчины поют эпико-героические песни. Они отличаются трехчастной структурой мелодии. Крайние части выполняют роль вступления и заключения. А в средней (речитативного склада) излагается основное содержание поэтического текста.
Типичный женский жанр: лирическая песня. Для женской манеры вокального исполнения характерно «горловое» пение. Преобладает также сольное пение с инструментальным сопровождением.
Встречаются и унисонное ансамблевое (женский дуэт) и хоровое (мужское) пение. Для старинных лирических песен характерна диалогическая манера пения. Маршевые и танцевые мелодии используются как самостоятельные произведения. Женское пение часто сопровождается бубном. Помимо национальных инструментов у аварцев широко распространены гармоника, баян, аккордеон, балалайка, гитара. Традиционный инструментальный ансамбль – зурна и барабан. Первые записи народной аварской музыки были сделаны во второй половине XIX века.
Описание приготовления
Поделиться
Различные виды хьовлы вайнахи готовят по традиции на свадьбы, по праздникам, на похороны. Халва подаётся и просто так, к чайному столу.
Халва
Дема хьовла – сладость из смеси кукурузной и пшеничной муки, с добавлением масла и сахара. Вылепленная в овальной продолговатой форме эта халва подается на поминки от 63 до 66 кусков – межаргаш является обрядовым блюдом.Ахьар хьовла – десерт из кукурузной муки с добавлением масла и сахара.Ба1ар хьовла – «орех», которую готовят из недозрелых зеленых орехов.Гарзни хьовла – «лапша-халва» делается из приготовленной вручную круглой лапши из пшеничной муки с медом или сиропом.Виета – сладость из молотых семян льна с добавлением масла и меда.
Когда десерт варится, дом наполняется каким-то особенным теплым и ласковым ароматом – это мука жарится на масле. Аромат постепенно меняется… минут через тридцать будьте готовы ответить на вопрос домашних: когда можно попробовать?
Ахьар хьовла. Вкусно и полезно!
Пробовать будем, когда сладость остынет. «Горячую кашу кушать тоже нелегко» (Чеченская пословица), поэтому подумаем, чем запивать нашу рассыпчатый сладкий десерт. Глядя на фотографию, у вас наверняка возникла мысль о сухой траве, которую я положила «для красоты». Нет, это не гербарий, это снопик сухого Иван-чая (Кипрей). Чеченцы в древности собирали Иван-чай, листочки подвяливали на солнышке, затем, особым способом ферментации и сушки получали чай для заваривания, пили целебный чай вместо обычного традиционного черного чая. «Ишалчай» тонизирует, снимая усталость, дает силу, бодрость.
А значит, пора приниматься за дело!
Язык
Язык аварцев относится к северокавказской надсемье, выделяемой в ней нахско-дагестанской семье. В разных местностях имеются ярко выраженные диалектные различия, однако все аварцы легко понимают друг друга. Национальным языком владеет 98% народности.
Аварский язык на протяжении многих столетий является языком межнационального общения в Дагестане.
Аварская письменность стала оформляться во времена исламизации региона. Она была основана на арабской графике, которую преподавали образованные служители церкви детям зажиточных аварцев. С 1927 года буквы поменяли на латинские, в это же время начали заниматься повышением уровня образования. Окончательно алфавит сформировался лишь в 1938 году: его создали на основе кириллицы. Сегодня на аварском языке преподают в начальных школах нагорных районов Дагестана. С пятого класса преподавание ведется на русском, а аварский изучается, как дополнительный предмет. Наряду с другими национальными языками он входит в число государственных языков Республики Дагестан.
Население зоны Восточного Кавказа, где издавна проживают аварцы, занимающее около двадцати тысяч квадратных километров, имеет свой язык, фиксируемый, причем письменно, на протяжении нескольких уже столетий. На названном (сарир, т.е. авар) языке осуществлялся в «этническом» Аваристане – в пределах бассейна всех трех Койсу, составляющих Сулак, как и на прилегающих землях с авароязычным населением, учебный процесс.
На «общенародной» форме аварского языка, известной дагестанцам как бол мацI (от бо – «ополчение; народ») происходило в прошлом «межплеменное» общение в пределах значительной части горного и предгорного Дагестана, а также на некоторых прилегающих южнокавказских землях.
Численность
Судя по материалам Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. (в ней фиксировался не национальный/этнический, а языковой состав населения), насчитывалось 205,9 тыс. человек, родными языками которых были «аваро-андийские языки», точнее, авароандо-цезские.
Общая численность аварцев в СССР, а ныне в России и странах СНГ постоянно росла довольно быстрыми темпами. Прирост аварского населения за период между переписями 1897–2010 гг. составил 706,2 тыс. человек или в 4,4 раза. Самый интенсивный прирост аварцев в XX в. приходится на 1960-е и 1990-е гг. На этот же период приходится существенное увеличение территории расселения аварцев за счет равнинных земель, на которых проживает (включая города) около половины всех аварцев Дагестана.
В статистике Российской империи и в советской статистике до конца 1930-х гг. андодидойские народы и арчинцы значились как самостоятельные народы. К андийским народам относятся следующие: собственно андийцы, ботлихцы, годоберины, каратинцы, чамалальцы, богулалы, тиндальцы и ахвахцы, к дидойским – дидойцы (или цезы), хваршины, бежтинцы, гунзибцы и гинухцы. Андийские и дидойские народы были расселены в крайней западной части Дагестанской области.
В настоящее время общий коэффициент смертности у аварцев незначительно выше – 6,7‰, чем средний по Дагестану – 6,0‰, но он в 2 раза ниже, чем в республиках Северного Кавказа (13,6) и в 2,5 раза ниже, чем в РФ (16,4). Поэтому общий коэффициент естественного прироста сельского населения аварцев 13,5‰ (средний по Дагестану – 9,9‰) – один из самых высоких в России. Численность аварцев активно растёт как на территории традиционного расселения в Дагестане, так и в других регионах страны.
Год |
Россия |
Челябинская область |
1897 |
205900 |
|
1926 |
178000 |
|
1939 |
236000 |
|
1959 |
250000 |
|
1970 |
362000 |
|
1979 |
438000 |
|
1989 |
544000 |
|
2002 |
814000 |
578 |
2010 |
912000 |
382 |
Документальные фильмы
- Аварцы. Кто они? История и происхождение народа. https://www.youtube.com/watch?v=rwhR5iqnQr0
- История аварцев. Волк на знамени. Границы ханства. https://www.youtube.com/watch?v=SmnhuDmMIoY
- Аварцы. История происхождения народов Дагестана. https://www.youtube.com/watch?v=T1i2_ornm7c
- Аварцы. https://www.youtube.com/watch?v=PJtnchf73pE
- Аварцы. Свадебный характер. https://www.youtube.com/watch?v=NjUb9vDF16U
- Обряд узнавания невесты в с. Тлайлух Хунзахского района. https://www.youtube.com/watch?v=AmDD5O9B9tc
- Новый аварский сборник последних хитов. Июнь 2021 г. https://www.youtube.com/watch?v=-6YaOvYHZjk
- Курзе. Дагестанские пельмени. Кавказская кухня. https://www.youtube.com/watch?v=vGKSyFp2pew
Традиционный быт
В основе социальной организации народа лежала сельская община, состоявшая из кровнородственных объединений — тухумов; существовали мужские союзы, была распространена эндогамия. Члены общины являлись частными собственниками, но в то же время и совладельцами собственности общины (пастбищ, лесов и др.). В аварском доме всегда была женская и мужская половина, и даже после свадьбы женщина спала и жила в одной комнате с детьми, а не с мужем. Когда мальчикам исполнялось 15 лет, они переходили жить в отцовскую спальню. Средняя община включала 110—120 дворов. Главой общины был старейшина (с конца XIX века — старшина), избиравшийся на сельском сходе (джамаате) всем мужским населением старше 15 лет. К концу XIX века роль сельских общин в жизни аварцев заметно снизилась; старшины находились под сильным давлением российских властей.
Традиционное поселение аварцев — крепость, состоящая из плотно
прилегающих друг к другу домов (каменных, с плоской крышей, обычно двух- или трёхэтажных) и боевых башен. Все поселения ориентированы на юг.
В центре поселений обычно устраивалась площадь, являвшаяся местом общественного схода; здесь же, как правило, располагалась мечеть. Жизнь аварской семьи почти всегда протекала в одной комнате, имевшей существенно бо́льшие размеры сравнительно с другими помещениями. Важнейшим элементом комнаты был очаг, находившийся в её центре. Украшением комнаты являлся также столб с орнаментом. В настоящее время интерьер жилищ аварцев близок к городским квартирам.
Аварцы занимаются животноводством (на равнинах — скотоводством, в горах — овцеводством), полеводством (в горах развито террасное земледелие; выращиваются рожь, пшеница, ячмень, овёс, просо, тыква и др.), садоводством (абрикосы, персики, слива, алыча и др.) и виноградарством.
К концу XX века усилилась зональная специализация сельского хозяйства; так, в горах упало значение земледелия. Аварцы заняты также в промышленности и сфере услуг.
Современная ситуация
Аварцы являются самым многочисленным народом Дагестана и, как и в прежние времена, исполняют роль объединителей одного из самых многонациональных регионов России. Кроме того, благодаря активному росту численности аварцы всё шире представлены и в других, не кавказских, регионах России. Хотя называют себя в повседневном общении чаще всего просто дагестанцами.
Аварцы в Дагестане остаются преимущественно сельскими жителями, только 28% из них проживают в городах. При этом в других регионах России они предпочитают селиться именно в городах (крупнейшие общины проживают в Москве, Астрахани, Санкт-Петербурге и Волгограде).
Национальная одежда
Общие кавказские традиции проявляются также в национальной одежде
Самой распространенной верхней мужской одеждой является бешмет, в зимнее время он утеплялся подкладкой. Под бешмет надевается рубаха, головным убором служит большая папаха. Что же касается женских костюмов, то они довольно разнообразны.
Аварские женщины носят одежду, украшенную местными этническими элементами – по украшениям, расцветке платка, узорам можно угадать, из какого селения женщина родом
Чаще всего наряд состоял из длинной просторной рубахи, скроенной из прямых кусков материи, с присборенными рукавами и округлым вырезом у шеи. В некоторых районах его подпоясывали ярким кушаком, длина которого доходила до 3 м. Богатые аварки использовали для этого кожаный пояс с серебряными застежками, надевали поверх рубахи расклешенные шелковые накидки.
При этом замужние и пожилые женщины предпочитают одежду приглушенных оттенков, а вот девушкам позволительно наряжаться более ярко. Молодые девушки предпочитали ткани зеленого, синего, красного оттенка, а женщины в возрасте и замужние выбирали черные и коричневые цвета. Традиционный головной убор — чухта: чепец с мешочками для кос, поверх которого повязывали платок.
Кухня
Основу питания у аварцев составляет хинкал, ботишалы, чурпа и курзе, которую обычно подают вместе с мясной пищей.
Традиционно в рационе питания аварцев присутствует много мяса, в основном это баранина и говядина. Из них варят наваристые супы, делают начинку для мучных блюд, жарят шашлык. Самыми известными являются чурпа чечевичная, чурпа из щавеля, панк-чурпа, чурпа обычная.
Визитной карточкой аварской кухни является сушеное мясо. Во времена, когда не было холодильников, сушеное мясо позволяло на длительное время сохранять его питательные свойства. К сушеному мясу готовится много блюд, в частности кукуруза с фасолью или фасолевый суп из сушеного мяса.
Не менее популярным блюдом у аварцев является хинкал (от авар. хинкӀал, где хинкӀ — галушка, варёный кусочек теста + ал — суффикс мн. ч.). Представляет собой сваренные в мясном бульоне кусочки теста (собственно «хинкалины»), подаваемые с бульоном, варёным мясом и соусом. Аварский хинкал не стоит путать с грузинским хинкали, представляющим собой существенно иной тип блюда.
К традиционным блюдам аварской кухни относятся также чуду или ботишалы, представляющие собой круглые тонкие лепешки из теста с различной начинкой. Лепешки наполняются творогом с зеленью или мятым картофелем с зеленью и обжариваются на плоской сковороде. Подаются смазанными маслом или сметаной и разрезанными на 6-8 частей по диаметру. Употребляются руками.
Другой изюминкой аварской кухни является курзе. Чем-то напоминающее пельмени или манты. Но курзе немного больше, имеют форму капли, начинка в них острее, а защелкиваются они обязательно косичкой. В результате в курзе можно положить даже жидкую начинку, например взбитые с зеленью сырые яйца. Наиболее популярны национальные сладости: бахух (халва), воздушная кукуруза, грецкие орехи с мёдом.
Происхождение
Происхождение аварцев до сих пор остаётся весьма туманным. Согласно грузинской летописи, их род проистекает от Хозониха, потомка прародителя дагестанского народа. По его имени в прошлом было названо аварское ханство — Хунзах. Бытует мнение, что на деле аварцы произошли от каспиев, легов и гелов, однако оно не подкреплено никакими доказательствами, в том числе и сама народность не причисляет себя ни к кому из вышеперечисленных племён. Сами аварцы никогда себя так не называли. Для обозначения своей национальной принадлежности они использовали название местности или общины, в которой проживают, или общее для всех кавказских народов слово «маарулал». Сейчас ведутся исследования с целью найти связь между аварцами и аварами, основавшими канагат, впрочем, пока эти попытки не приносят должного результата. Но благодаря генетическим анализам (только материнская линия) можно сказать, что данная национальность (аварец) ближе всего к славянам, нежели к карачаевцам, балкарцам, азербайджанцам, ингушам, адыгейцам, кабардинцам, черкесам, абхазам, грузинам, армянам, лезгинам Дагестана. После русских родственным народом являются чеченцы. Генетическое родство аварцев к русским подтверждает теорию о русском происхождении аварских правителей нуцалов, указанном в различных источниках. Например, писарь Имама Шамиля Хаджи али Нахибаши из с. Чох, указывал, что хунзахские правители — это пришельцы с Севера из племени «руссов».
Другие версии происхождения аварцев также не вносят ясности, а лишь запутывают из-за существования двух разных племён с почти одинаковым названием. Единственное, о чём упоминают историки, так это о вероятности того, что имя данной народности дали кумыки, которым те причиняли массу беспокойств. Слово «авар» с тюркского переводится как «тревожный» или «воинственный», в некоторых преданиях такое имя носили мифические существа, одарённые сверхчеловеческой силой (например, славянские обры).
Истории известно государственное образование под названием Аварский каганат (держава протомонгольского племенного союза жуань-жуаней, вытесненных тюркютами с территории Сибири – в Европу, где алтайцы смогли подчинить себе местное тюркское, иранское, славянское и угро-финнское население, терроризируя Франкское королевство, пока набегам аваров не положил конец Карл Великий, уничтоживший их каганат), южная граница пересекала Европу и выходила на берега Каспийского моря. Там, часть аваров подчинила себе местные кавказские племена, создав государство Сарир, вассальное Аварскому каганату (интересно, что чеченцы до сих пор называют аварцев словом «сули»). Местная династия имела алтайское происхождение (персидские источники называют первого сарирского царя именем Авар), но на протяжении нескольких поколений постепенно приобрела местную идентичность, что не мешало иностранцам (хазарам, персам и византийцам), помнящим о аварском наследии продолжать называть горный Дагестан – землей аваров. С течением времен, аварцы проживающие вокруг столичного Тануси (а затем – Хунзаха) взяли экзоним в качестве этнонима, а аварцы живущие вне пределов метрополии продолжали идентифицировать себя лишь с этно-племенными группами. После русского завоевания Дагестана это слово было популяризировано аварскими просветителями и национальными деятелями начала прошлого века с целью консолидации разных этно-племенных групп вокруг общего наследия (Сарира и Аварского ханства).
Халва из орехов
Это, пожалуй, самое знакомое блюдо, похоже оно на козинаки.
Очищенные грецкие орехи поджарить, затем обязательно очистить их от шелухи. Этот мусор нам не потребуется. Пока остывают орехи, увариваем мёд. Если мёда маловато, можно недостающую часть дополнить сахаром. Соотношение частей сахара и мёда для сиропа 1:1. Нагреваем мёд на тихом огне, прогреваем не до кипения. Потихоньку всыпаем сахар и растворяем его в этом сиропе. Готовность мёда проверяем, капнув каплю его в холодную воду. Загустела капля — мёд готов.
Снимаем с огня, всыпаем орехи, перемешиваем. Орехи можно измельчить или взять половинками-четвертинками. Пока халва горячая, выкладываем её в тарелку или подходящую форму, смазанную топлёным сливочным маслом. Количество компонентов берётся произвольное, но лучше, когда соотношение мёда и орехов 1:2. Например, 500 г мёда и 1 кг чищеных орехов.
Выдающиеся деятели
Большой вклад в культуру России внесли известные аварцы-литераторы. В их числе, конечно, Расул Гамзатов – один из самых знаменитых поэтов Дагестана. Именно он создал своеобразный гимн, сочинив стихотворение «Песня аварцев». С тех пор это произведение стало неофициальным гимном народа. Славу аварцам принесла также поэтесса Фазу Алиева.
Известны и достижения спортсменов – прежде всего, Джамала Ажигирея, мастера спорта по у-шу, 12-кратного чемпиона Европы, а также Хабиба Нурмагомедова, профессионала по боям без правил UFC (является чемпионом мира)
Из аварцев Челябинской области можно назвать авторитетного врача УЗИ-диагности из Магнитогорска Магомеда Аминова.
Халва мучная
Берём толстостенную сковороду или сотейник, нагреваем, выкладываем туда 200 г топлёного сливочного масла. Доводим его до кипения, насыпаем щепотку муки, чтобы проверить готовность масла (мука должна стать золотистой). И после этого постепенно частями высыпаем 600 г просеянной муки, непрерывно помешивая, пока масса не загустеет так, что уже трудно будет мешать.
Не отчаивайтесь, скоро она станет жиже, и тогда следует добавить новую порцию муки. Так делаем, постепенно всыпая муку, и жарим, пока она станет похожа на густую сметану. Попробуем на вкус, халва должна иметь приятный ореховый запах поджаренной муки. Если чувствуем запах сырой муки, поджариваем ещё немного. Готовность определяем так: кусочек мучной смеси смешиваем с сахарной пудрой, пробуем — она не должна прилипать к нёбу. И запах должен быть вкусный! Всыпаем в массу порциями 400 г сахарной пудры, всё хорошо перемешиваем.
Пока халва горячая, ей можно придать желаемую форму. Обычно её выкладывают в большую тарелку слоем 3−5 см, разравнивают и украшают половинками грецкого ореха. Крупно нарезанный или колотый грецкий орех можно добавить в массу в конце приготовления халвы. Количество — по вкусу, примерно как изюм в булках, но не переусердствуйте, иначе халва будет разваливаться. Такая халва вкусна и без орехов, но с орехами считается богаче! Если нет сахарной пудры, можно её заменить сахаром-песком. Но с пудрой — халва нежнее.
Правильно приготовленная халва должна быть приятного светлого карамельного цвета, не пережаренная. Консистенция — плотная, но легко ломаемая. Ни твердая, ни жидкая. На вид она обманчива, пока смотришь на нее — и не предполагаешь, что это может быть. Но, попробовав однажды, становишься страстным поклонником на всю жизнь. Нарезанная ромбиками, квадратиками или любыми другими кусочками, она очень быстро кончается, к сожалению. Как и всё хорошее.
Но для оптимистов это не проблема. Кончилась одна халва — готовим другую!
Пословицы и поговорки
Образ жизни и воинственный нрав аварцев нашли отражение в народной мудрости: пословицах и поговорках, значительная часть которых посвящена воинскому делу и принципам.
БахIарчи чол кьолонив холев. Герой умирает в седле.
ХІамида кьили рекъолареб, чода гьакибер рекъолареб. Ослу седло не подходит, коню колесо.
Хъубаб хІориниса бацІцІадаб лъим чвахулареб. Из грязного пруда чистая вода не вытекает.
БетIергьанчиясда аскIоб, гьвеялдаса кетоги бергьунеб. В присутствии хозяина и кошка победит собаку.
ВатIан цIунун хварав чи, хабалъ чIаго вукIуна. Кто родину защищая погиб, тот и в могиле жив.
Росулъ гьудул гьаве, нухда гьалмагъ ккве. В ауле друга надо иметь и в дороге товарища.
Цо чиясул бо гIоларо, цо гьецIоялъул си гIоларо. Из одного воина войско не составится, из одного камня башня не выстроится.
Кинавго имам Шамил гІадав вахъинчІев, Кинавго бахIарчи ХІажимурад гІадав лъугьинчІев. Не каждый имам Шамилем стал, Не каждый герой Хаджимурадом стал.
ЦIурахинкIазулги, лъикIаб букIунаро бо. От войска, если оно даже из вареников, добра не жди.
ХIалтIарасда лъала хинкIазул тIагIам. Только трудившийся поймет вкус хинкала.
ГъалбацIалъ нахъе цIоко тола, гIадамас цIар тола. Лев после себя шкуру оставляет, человек имя.
АхІмакъасда кодоб тІилги кьвагьулеб В руках дурака и палка выстрелит.
БетIер хIалтIичIони — хIатIал свакала Если голова не работает, ноги устают.
Алжан щвечIони, жужахIгIаги хIакъаб. Если в рай не попадешь, будет хотя бы ад.
БацIил кьер хисула, гIамал хисуларо. Волк меняет окраску, но не привычки.
Мун гъалбацI ватани, гІадамалги гІанкІал гурел. Если ты лев, то и другие не зайцы.
МагIида бан тезе туманкI босуге, хинкIал чIвазе гIоло ханжар борчунге. Не бери ружье, которое не стреляет, не носи кинжал, который не убивает.
Хвалчадул къвакIиялдаса, къалмил тамахлъи бергьунеб. Мягкость карандаша твердость сабли побеждает.
Кьабулареб бахъуге, Кьвагьулареб борчунге. Если не решишься колоть, не вынимай, Если не решишься стрелять, не носи.
ЛъикIав чиясе цо рагIи, лъикIаб чодуе цо цIал. Хорошему человеку одного слова достаточно, хорошему коню одного удара плетью.